Определяется, что использование профилактических мер, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольно-надзорных мероприятий.
В связи с этим закрепляется широкий набор таких методов, а именно: информирование, обобщение правоприменительной практики, выпуск руководств по соблюдению обязательных требований, меры стимулирования добросовестности, объявление предостережения, выдача рекомендаций по соблюдению обязательных требований и осуществление консультирования. При этом участие в профилактических мероприятиях - это право, а не обязанность контролируемых лиц.
Также планируется отказаться от использования проверок в качестве основного инструмента контроля с одновременным расширением перечня альтернативных контрольно-надзорных мероприятий. В частности, устанавливается возможность проведения выездных обследований, контрольных закупок, мониторинговых закупок, выборочного контроля, инспекционных визитов и рейдов. Выбор конкретных профилактических и контрольно-надзорных мероприятий осуществляется на основе оценки рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Плановые контрольные мероприятия не проводятся в отношении объектов, отнесенных к категории низкого риска причинения вреда.
Законопроектом предусматривается детальное регулирование процедуры осуществления контроля. Вводится понятие контрольно-надзорного производства, в этой связи действия инспектора и других участников должны иметь процессуальное обоснование и совершаться в определенных процессуальных формах. Устанавливается исчерпывающий перечень оснований и поводов открытия контрольно-надзорного производства.
Определяется перечень грубых нарушений со стороны контролирующих органов, при совершении которых возможно признать результаты контрольно-надзорных мероприятий недействительными.
Законопроектом N 851072-7 предусматривается процедура принятия обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного и муниципального контроля (надзора), а также для целей привлечения к ответственности, предоставления государственных и муниципальных услуг или оценки соответствия продукции.
В частности, проектом вводится понятие "обязательные требования". Устанавливается, что при разработке проектов нормативных правовых актов, содержащих указанные требования, должно быть обеспечено их публичное обсуждение. Закрепляются возможность установления экспериментальных правовых режимов, состоящих в полном или частичном отказе от применения обязательных требований, а также возможность выпуска уполномоченными органами официальных разъяснений обязательных требований.
Предусматривается, что при осуществлении государственного и муниципального контроля (надзора) не допускается проведение оценки соблюдения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, исполнительных и распорядительных органов госвласти РСФСР и СССР, вступивших в силу до 01.01.2021.