Топ-100
Загрузка
Контактная информация
г. Ульяновск

ул. Спасская, д. 8, 3-й этаж

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости

“Проект” федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости" (далее - законопроект) разработан Минэкономразвития России в целях закрепления возможности внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости. Отсутствие актуальных и достоверных сведений о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости снижает степень защиты права собственности и иных вещных прав на такой объект, создает риск невозможности учета наличия соответствующего права, к примеру, при возмещении убытков при ограничении прав на землю, при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, согласовании местоположения границ земельных участков, решении вопроса о лице, несущем бремя содержания объекта недвижимости. Кроме того, “законопроект” будет способствовать решению задачи по вовлечению в налоговый оборот ранее учтенных земельных участков и объектов капитального строительства, поскольку отсутствие соответствующих сведений о правообладателе объекта недвижимости в ЕГРН препятствует уплате законно установленных имущественных налогов.

А

“Проект” федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости" (далее - законопроект) разработан Минэкономразвития России в целях закрепления возможности внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости. Отсутствие актуальных и достоверных сведений о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости снижает степень защиты права собственности и иных вещных прав на такой объект, создает риск невозможности учета наличия соответствующего права, к примеру, при возмещении убытков при ограничении прав на землю, при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, согласовании местоположения границ земельных участков, решении вопроса о лице, несущем бремя содержания объекта недвижимости. Кроме того, “законопроект” будет способствовать решению задачи по вовлечению в налоговый оборот ранее учтенных земельных участков и объектов капитального строительства, поскольку отсутствие соответствующих сведений о правообладателе объекта недвижимости в ЕГРН препятствует уплате законно установленных имущественных налогов.

Согласно “статье 85” Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированном в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

В настоящее время в отношении значительной части (около 25 млн. объектов) ранее учтенных объектов недвижимости (права на которые возникли до вступления в силу Федерального “закона” от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) и признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации) в ЕГРН отсутствуют сведения об их правообладателях.

Причиной отсутствия в ЕГРН актуальных сведений о правообладателях объектов недвижимости является отсутствие в правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документах сведений о правообладателях в объеме, позволяющем однозначно определить владельца объекта (фамилию, имя, отчество и реквизиты документа, удостоверяющего личность).

Например, в государственных актах о праве постоянного пользования на землю, оформленных в соответствии с “постановлением” Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493, в свидетельстве о праве на землю, оформленном в соответствии с “постановлением” Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. N 177, указаны только фамилия, имя и отчество правообладателя. Однако при этом действующие положения законодательства в сфере регистрации недвижимости предусматривают необходимость наличия в ЕГРН сведений о СНИЛС гражданина и указания реквизитов документов, удостоверяющих его личность.

Предусмотренная Федеральным “законом” от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) процедура внесения в ЕГРН сведений о правообладателях таких объектов предполагает наличие заявлений таких лиц о регистрации ранее возникшего права в ЕГРН с уплатой государственной пошлины.

При отсутствии волеизъявления правообладателя такие объекты недвижимости (несмотря на признание установленных на них прав действующими) с точки зрения законодательства в сфере регистрации недвижимости не могут иметь актуальных сведений об их правообладателе.

“Законопроектом” предлагается предусмотреть в законодательстве процедуру внесения в кадастр недвижимости ЕГРН сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости, наделив органы местного самоуправления соответствующими полномочиями по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости.

При этом в соответствии с “законопроектом” лицо, выявленное в качестве правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, либо иное заинтересованное лицо в случае несогласия с результатами проведенных органами местного самоуправления мероприятий вправе представить в письменной форме возражения.

Если в уполномоченный орган представлены возражения относительно сведений о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости, решение о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости не принимается и при этом такой уполномоченный орган вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта принадлежности ранее учтенного объекта недвижимости указанному правообладателю. Вступившее в законную силу решение суда об установлении такого факта является основанием для принятия уполномоченным органом решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости.

Предусмотренные “законопроектом” изменения не предполагают осуществление государственной регистрации прав на ранее учтенные объекты недвижимости, права на которые возникли до вступления в силу “Закона” N 122-ФЗ.

Положения “законопроекта” не отменяют существующий в настоящее время в действующем законодательстве принцип, согласно которому права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу “Закона” N 122-ФЗ, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН.

Также “законопроект” не ограничивает участников гражданского оборота в возможности осуществить государственную регистрацию прав на указанные объекты недвижимости в любой период времени по их усмотрению.

Принятие “законопроекта” потребует доработки федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости, а также разработки XML-схемы формы заявления о внесении в ЕГРН сведений о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости. Для реализации данных мероприятий потребуется дополнительное финансирование из федерального бюджета в размере 4759 тыс. рублей.

Вместе с тем реализация положений “законопроекта” приведет к повышению эффективности налогообложения недвижимого имущества и позволит обеспечить дополнительные поступления в региональные и местные бюджеты от имущественных налогов в отношении около 25 млн. ранее учтенных объектов недвижимости.

“Законопроект” предусматривает дополнение “статьи 17” Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции) положениями, предусматривающими обязанность полиции представлять по запросам уполномоченных органов сведения о первичной выдаче и (или) замене документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, выданного правообладателю ранее учтенных объектов недвижимости, об адресах регистрации такого лица по месту жительства (актуальных и предыдущих), о дате и месте рождения.

ПОДГОТОВЛЕН ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ ПОРЯДКА ВЫЯВЛЕНИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЕЙ РАНЕЕ УЧТЕННЫХ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ"

Теги: ЕГРН, Закон
Написать комментарий
Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных.