В целях существенного сокращения сроков реализации инвестиционных проектов, в первую очередь за счет ускорения темпов строительства магистральных инфраструктур, которые возможны за счет оптимизации и упрощения процедур в сфере строительства Правительством Российской Федерации принят Федеральный закон от 31.07.2020 № 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступил в силу с 31.07.2020. Положения закона носят временный характер и будут применяться до 31 декабря 2024 года.
В частности, законом определяется, что под объектами, предназначенными для модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, понимаются объекты транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, строительство, реконструкция которых осуществляются в соответствии со стратегией пространственного развития Российской Федерации.
Так к объектам инфраструктуры отнесены автомобильные дороги общего пользования или их участки, мосты, защитные дорожные сооружения; объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта; морские и речные порты, объекты их инфраструктур; аэродромы или здания, сооружения, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов; транспортно-пересадочные узлы; объекты инженерной инфраструктуры, линии связи, иные объекты капитального строительства, необходимые для обеспечения строительства, реконструкции, эксплуатации указанных выше объектов и другие.
В земельно-правовой сфере, Закон (ст. 4) устанавливает следующее.
1. При отнесении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения (за исключением случая, если такой земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов) в целях строительства, реконструкции объекта инфраструктуры на основании утвержденной документации по планировке территории принятие решения о переводе земельного участка из одной категории земель в другую или об отнесении земельного участка к определенной категории земель не требуется.
Соответствующие изменения в ЕГРН в части категории земель теперь могут быть внесены не только уполномоченным органом.
При этом внесение таких сведений в ЕГРН допустимо при условии, что такие земли и (или) земельные участки не обременены правами третьих лиц (за исключением сервитута, публичного сервитута).
2. Наряду со случаями, указанными в ст. 39.37 Земельного кодекса РФ ст. 4 Федерального закона устанавливает иные следующие случаи установления публичного сервитута.
В обоснование необходимости установления публичного сервитута должны быть приведены реквизиты решения об утверждении проекта планировки территории, предусматривающего размещение объекта инфраструктуры.
Решение об установлении публичного сервитута в случаях, предусмотренных ст. 4 Федерального закона, принимают уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные на утверждение документации по планировке территории объекта инфраструктуры.
3. Также для упрощения процедуры изъятия земельных участков определено, что решение суда об изъятии земельных участков в целях строительства приоритетных объектов инфраструктуры подлежат немедленного исполнению. А в случае не представления правообладателем изымаемой недвижимости подписанного соглашения об изъятии по истечении 5 дней со дня его получения, уполномоченный орган, принявший решение об изъятии, имеет праве обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка.