Правительством РФ представлены поправки к законопроекту о переходе от деления земель на категории к территориальному зонированию.

Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статьи 1, 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3)земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов:

1) основные виды разрешенного использования;

2) условно разрешенные виды использования;

3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса).

В настоящее время разрабатывается законопроект об отмене понятия категории земель, предлагающий, в частности:

- исключить понятие «категория земель» и, соответственно, процедуру перевода и отнесения земель и земельных участков к определенной категории, сохранив при этом процедуру установления в правилах землепользования и застройки территориальных зон;

-установить иную процедуру установления и изменения границ территориальных зон, определить их виды, состав, содержание;

- установить порядок определения видов разрешенного использования земельных участков как в соответствии с регламентами использования территорий, так и в случаях, когда на отдельные виды территорий действие регламентов использования территорий не распространяется или такие не устанавливаются;

- усилить гарантии сохранения и защиты особо ценных сельскохозяйственных земель, в том числе путем установления в отношении территориальных зон сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственных регламентов, определения критериев отнесения к особо ценным сельскохозяйственным землям и особого порядка изменения границ таких земель.

- осуществить отмену деления земель на категории предусматривается при условии завершения разработки и утверждения документов территориального зонирования, определяющих разрешённое использование земельных участков, на всей территории Российской Федерации. В поправках предусмотрено разрешенное использование земельных участков для каждой из территориальных зон. В целях создания новых или расширения существующих особо охраняемых природных территорий допускается резервирование земель для государственных или муниципальных нужд. Также разрешается включать в земли особо охраняемых природных территорий земельные участки, принадлежащие гражданам и юридическим лицам на праве собственности (в случаях, предусмотренных федеральными законами). Предполагается, что деление земель на территориальные зоны начнет действовать с 1 января 2020 г., а в субъектах РФ с численностью населения менее 1 млн человек — с 1 января 2025 г.